Казимира Малевича 15, оф. 506
Киев, Украина
stardak2000@gmail.com Пишите нам на email
+38 (067) 320-41-31 Отдел оптовых продаж
Ru

Стабилизаторы дорожных масс для строительства и ремонта автомобильных дорог

ООО "Днепровская ассоциация-К" - современные биотехнологии

Стабилизаторы дорожных масс для строительства и ремонта автомобильных дорог

Новость опубликована: 25.07.2015

Стабилизаторы дорожных масс для строительства и ремонта автомобильных дорог

Развитие дорожного строительства начиналось с использования естественных материалов: гравийно-песчаных смесей, почв и бутового камня, для сооружения дорожных одежд. Этого было достаточно для гужевого транспорта. Но с развитием автомобилестроения требования к качеству автомобильных дорог претерпели существенные изменения. Это положение вещей выставило требование создания для дорожных одежд монолитных покрытий из органоминеральных и бетонных смесей. Их составляющие - битум и цемент, весьма дорогие компоненты. С целью уменьшения необходимого количества вяжущих и повышения прочности и качества органо-минеральных и цементобетонных смесей начали использовать разные примеси типа поверхностно – активных веществ и катализаторов. За счет использования активных примесей наблюдался процесс уменьшения количества необходимых вяжущих без снижения качества изготовленных материалов. И, наконец, наступил такой период, что расходы активного вяжущего для изготовления асфальтобетонных и цементобетонных смесей были сведены к минимуму с сохранением условий по качеству и прочности.

Подобная ситуация происходила и в технологии использования грунтов. В настоящее время известно, что для их укрепления целесообразно использовать соответствующие активные примеси - стабилизаторы. [1-8]

В связи с достижением минимальных расходов, как битума, так и цемента, при изготовлении асфальтобетонных и цементобетонных смесей, благодаря целенаправленному использованию разных активных примесей и оптимизации технологических процессов, возникает вопрос: не могут ли активные примеси быть самодостаточными компонентами в плане повышения прочности и стабильности, как дорожно-строительных материалов, так и грунтов?

Опытные работы показали, что обработка минеральных материалов, и, прежде всего, грунтов, водным раствором разных активных примесей приводит к формированию крепких структур, как грунтов, так и минеральных материалов, особенно в тех случаях, когда минеральные смеси и грунты имеют не меньше 15% по массе тонкодисперсной фракции частиц. На этой основе производители разных веществ, которые активизируют структурообразующий процесс, назвали их стабилизаторамиминеральных смесей и грунтов.

Каждый конкретный стабилизатор имеет свое индивидуальное, часто не обычное, название. Так, американский ЕН – 1 и SPP – производства Южно- Африканской Республики и России называют Roadbond, что в переводе - “дорожные кандалы”, RRP-235 Spesial производства Германии, в переводе - «королевский специальный дорожный продукт”, Terrastone - производства Германии переводится как “крепкий (твердый) камень”. Дорзин – производства Украины - «дорожный энзим (фермент)”. По своим качествам Дорзин превосходит все другие известные нам стабилизаторы [1-8].

Стабилизаторы - это очень широкий класс разных по составу и происхождению веществ, которые в малых дозах положительно влияют на формирование свойств дорожно-строительных материалов, как за счет активизации физико-химических процессов, так и за счет оптимизации технологических процессов. Эти вещества могут использоваться почти на всех технологических этапах строительства автомобильных дорог, начиная от сооружения земляного полотна и заканчивая строительством твёрдых покрытий, искусственных инженерных сооружений и обустройством дорог.

Стабилизаторы могут быть различного происхождения, они отличаются по свойствам, но всех их объединяет то, что они увеличивают прочность, влагостойкость и морозоустойчивость. Стабилизаторы можно рассматривать как “витамины”, которые стимулируют не только физико-химические процессы как катализаторы, но и улучшающие качество и эффективность механо - технологических процессов.

Опыт использования стабилизаторов дорожных масс показал, что большинство грунтов, обработанных только стабилизатором, не водостойки и не выдерживают стандартных испытаний по действующим в Украине нормам. Экспериментальные работы также показали, что стабилизаторы в комплексе с малыми дозами неорганических вяжущих дают возможность получать крепкие и водостойкие композиции, которые отвечают действующим стандартам.

Использование стабилизаторов для улучшения состояния и качества грунтов без применения неорганических вяжущих типа цемента, или известки целесообразно только при условии, когда на обработанную почву не будет активно действовать вода. Область использования грунтов, улучшенных только стабилизаторами в связи с вышеизложенными рационально ограничить районами с первым типом местности по увлажнению, а также главным образом третьей дорожно-климатической зоной Украины. Грунты со стабилизатором и вяжущими, типа цемента, можно использовать практически в любых климатических зонах с любым типом местности по увлажнению.

Перечень, известных в Украине стабилизаторов, которые были использованы в экспериментальных исследованиях, приведенные в Таблице. Сравнительные данные представлены на Рис.1. Таблица.

№ Наименование стабилизаторов
Общая характеристика
1 Roadbond ЕН-1 (производство США)
 Многокомпонентная жидкость, включающая эфирные масла, законсервированные в серной кислоте.
2 Roadbond глин и глинистых грунтов, RRP-235 Spesial – Рейнольде Роуд Паккер (производство Германии и Канады)
Многокомпонентная жидкость, включающая ПАВ, законсервированные в серной кислоте.
3 Roadbon SPP (производство ЮАР и России)
Многокомпонентная жидкость, поляризующая глинистые частицы и активно влияет на капиллярную и плёночную воду
4 Стабилизаторы ГРБ-1, ГБР-2, ГБР-3, ГБР-4, ГБР-5 (производство института высокомолекулярных соединений НАН Украины)
Раствор силикатных олигомеров линейной и разветвлённой структуры. ТУ 43674272, 008-98
5 Стабилизатор СГ (производства НАН Украины)
Серная кислота + 45%-55% паста карбоната кальция + нефте-керосино-газольная фракция
6 Стабилизатор Solitac (производства компании Soilworks США)
Эмульсия на полимерной основе
7 Стабилизатор Renolit (производитель фирма Альма-2 Австралия)
Полимерная добавка к цементу
8 Гидрофобизирующие жидкости ГКЖ-IIБ, ГКЖ-12, КЖ-94 (производства Запорожского АО “Кремний полимер”)
ТУ 6-02-5-006-91
9 Стабилизатор грунтов Реrmа- Zyme 11x (производство США)
Ферментный препарат
10 Стабилизатор грунтов -Дорзин (производство ООО» Днепровская ассоциация-К», Украина)
Ферментный препарат
11 Жидкое стекло ГОСТ 1378-91
 
12 Хлористый кальций (Са Сl 2)
 

Результаты экспериментальных исследований дали возможность сделать следующие заключения:

* Стабилизаторы грунтов характеризуются как многокомпонентные системы, которые имеют, преимущественно, кислую среду, обладают свойствами поверхностно-активных веществ, в их состав входят, как правило, суперпластификаторы, гидрофобизаторы, сложные органические соединения, которые включают сложноэфирные группы и ионогенные комплексы.

* Стабилизаторы рекомендуют применять в виде разбавленного водяного раствора. В результате растворения стабилизатора в воде, последняя, активизируется за счет ионизации (Н+, ОН¬, Н3О¬). Раствор стабилизатора активно влияет на состояние, в первую очередь, глинистых и коллоидных частиц грунта. Он изменяет заряд глинисто – коллоидных частиц за счет энергичного обмена электрическими зарядами между ионизированной водой и частицами почвы, которая подтверждается исследованиями рН среды раствора стабилизатора и рН водяной вытяжки грунта. Обменявшись зарядами с ионизированной водой, между грунтовыми частицами нарушаются естественные связи с капиллярной и пленочной водой. Она легко отделяется от частиц грунта, тем самым, создавая благоприятные условия высокого уплотнения грунтовой смеси при сжатии. * Кроме обмена между электрическими зарядами водяного раствора стабилизатора и грунтовыми частицами происходит процесс ионного обмена между компонентами стабилизатора и поглощающим комплексом глинисто - коллоидной фракции, на что указывает уменьшение величины оптимальной трамбовочной влажности.

Многовалентные ионы стабилизатора и грунта, которые освободились в результате перезарядки грунтовых частиц, проникают в поглощающий комплекс глинисто - коллоидной фракции и выжимают одновалентные ионы Li, Na, K и H. Этот процесс приводит к коагуляции глинистых и коллоидных частиц, и как следствие, к изменению гранулометрии и структуры почвы. То есть происходит искусственное образование в грунте частиц (агрегатов), типа песчаных. Грунт из категории глинистого или суглинистого стремится к переходу в категорию легкосуглинистого или супещаного. Оптимальная трамбовочная влажность такого грунта заметно уменьшается и благодаря этому повышается максимальная плотность стандартного уплотнения. Это приводит к повышению несущих свойств грунта.

* Стабилизаторы также исполняют роль пластифицирующей примеси, что позволяет при меньшей оптимальной влажности достигать более высоких показателей плотности [1.3].

* Стабилизаторы способствуют повышению плотности грунта и прочности в неводонасыщенном состоянии, но не обеспечивают для большинства грунтов высокой водостойкости, которая требует введения специальных мероприятий, ликвидирующих источники активного увлажнения земляного полотна или добавок в грунт, типа цемента [1].

* При использовании стабилизаторов достигается уплотнение в 1.1-1.2 раза большее, чем при уплотнении без стабилизатора.

* Стабилизаторы показывают позитивные результаты от совместного их использования с традиционными вяжущими, что подтверждено практическими результатами при капитальном ремонте асфальтобетонных покрытий по технологии холодного ресайклинга, например, на дороге Харьков – Сумы. Там был использован стабилизатор ЕН-1, цемент, 3% глинистый грунт и фрезерная крошка старого асфальтобетонного покрытия.

* Некоторые стабилизаторы позволяют получать композиции, не уступающие цементобетону.

На использование в дорожно-строительной отрасли Украины стабилизаторов ЕН-1 и Perma-Zyme 11x в ГосдорНИИ разработаны технические условия на “Органо-минеральные смеси и почвы, обработанные цементом и стабилизатором ЕН-1” ТУ В.2.7.3450778.097-98 и на “Почвы и смеси органо-минеральные, обработанные ферментом Perma-Zyme 11x и цементом” ТУ в 2.7-45.1-3450778-196-201.

ООО «Днепровская ассоциация – К» потребовалось четыре года для синтеза репликанта (аналога) промышленного ферментного стабилизатора Perma-Zyme 11x производства США. Затем был создан улучшенный вариант препарата под названием Дорзин, который с 2006 года выпускается в Украине. По эффективности он превосходит все известные в Украине стабилизаторы (Рис.1), безопасен и технологичен в применении. Это ферментный препарат, обладающий каталитическими свойствами. Для строительства 1 км твёрдого покрытия шириной 8 метров, толщиной 0,15 м. его требуется всего 37 литров. Цена твёрдого дорожного покрытия в 4-8 раз ниже покрытия, выполненного традиционным способом при одинаковой несущей способности. Дорзин нашел широкое использование в разных странах. Так, в Казахстане Дорзин используют при строительстве автомобильной дороги I категории (Рис.2, 3) от столицы Казахской республики Астаны до Петропавловска (1000 км) через курортный город Боровое (участок 300 км). В 2007 году будет построено 50 км автодороги. Технология настолько хорошо отработана казахскими автодорожниками, что в июле 2007 года они, по их планам, достигнут производительности 1 км готовой дорожной одежды в сутки! Рассматривается использование Дорзина при строительства окружной дороги возле Астаны.

p0.jpg

Дорзин применяется в России, Гаити, Санта-Лючии, даже в США - на родине Perma-Zyme 11x, в штате Флорида строят автодорогу с применением Дорзина, откуда грунт для проведения исследований поступает в Киев, где и разрабатываются грунтовые смеси и выдаются рекомендации по строительству. Намерения строить автодороги с применением Дорзина высказали заказчики из Иордании, Саудовской Аравии, Ганы и др.

В Украине стабилизаторы применения не находят. Даже Дорзин на своей родине применяется очень ограниченно. Как сказал один высокий руководитель- автодорожник: «Хорошая технология, но объёмы не те…..». А жаль!

Выводы:

1. Стабилизаторы дорожных масс и почв целесообразно использовать в сочетании с цементом при сооружении любых составляющих дорожных одежд, особенно для подъездов к селам и фермерским хозяйствам.

2. Экономически эффективно и технически целесообразно использовать стабилизаторы при ремонте и реконструкции дорожных одежд по технологии холодного рейсаклинга.

3. С целью широкого использования отечественного стабилизатора Дорзин, который получил признание в разных странах, необходимо разработать рекомендации по использованию Дорзина в дорожный строительной отрасли Украины.

Перечень ссылок:

1. К.т.н. В. Г. Юмашев, к.т.н. С. Г. Фурсов к.т.н. В. С. Исиев (Союздорнам) “Возможности применения стабилизаторов, предлагаемых зарубежными фирмами” Автомобильные дороги № 3-4, 1995.

2. Исследование возможности получения поверхностно-активного стабилизатора глин и глинистых грунтов стабилизатора RRP (ФРГ) из доступных источников сырья. Отделение нефтехимии Ин-Фоу АН УССР шифр темы 9.11 – Киев, 1985

3. В.В. Епишкин. Применение стабилизаторов грунта. Автомобильные дороги № 7-8, 1995.

4. Химическая стабилизация уплотнения грунтов в условиях строительства с низкими расходами. Roadbond SPP TRADEFI INTERNATIONAL LIMITED. Republik of South Africa.

5. Технология производства робот с применением стабилизаторов грунтов “Roadbond” в дорожном строительстве. Компания дорожные технологии, Москва, 1996.

6. Грунты, смеси грунто-щебеночные и песчано-гравийные, обработанные стабилизатором грунтов “Роадбонд” для дорожного строительства, технические условия ТУ 5732-000-40035037-96, Россия.

7. Roadbond. Перспективы применения в России. Автомобильные дороги №9, 1997.

8. Roadbond EN-1 “Patented Roudbase Stabilizer. Tested in the Jab. Proven in the Field. Manufactured by: c.s.s Technology”, the. P.O. Box 1995.

Аннотация к статье:

Самойленко Ю.Н. (ООО «Днепровская Ассоциация-К»), Сасько М.Ф. (ГосдорНИИ)

Стабилизаторы дорожных масс для строительства и ремонта автомобильных дорог.

В статье в общем виде изложена информация, которая воспроизводит источник возникновения такого понятия как стабилизаторы дорожных масс и грунтов. Приведена таблица перечня стабилизаторов, которые были задействованы в экспериментальных опытах. Рассмотрены позитивные действия стабилизаторов на формирование структуры органо-минеральных смесей и грунтов, обработанных стабилизаторами. Приведены данные по прочности измельчённого асфальтобетона обработанного разными стабилизаторами и укрепленного цементом.

Авторы:

Самойленко Юрий Николаевич – Генеральный директор ООО «Днепровская ассоциация – К», Герой Социалистического Труда.

Сасько Николай Фёдорович – кандидат технических наук, ведущий научный сотрудник ГосдорНИИ.

Читайте другие наши новости

Мы не оставим Вас без ответа!

Напишите вопрос, мы Вам обязательно перезвоним!

Подпишитесь на рассылку, чтобы первым получать
интересные предложения, новости и скидки:
31
подписчиков

Этот сайт использует файлы cookie, чтобы ваше пользование сайтом было удобнее.
Узнать больше о файлах cookie и с Политикой использования cookies. Нажимая ОК, вы соглашаетесь с ней.

Заказать звонок